Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     

Хроника запусков аэростатов и субстратостатов СССР в 1956 году


Вечерняя Москва 1956 № 72, 24 марта
 
НА ПЛОЩАДКЕ АЭРОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКЕ ОБСЕРВАТОРИИ
Выпуск радиозонда
Фото М. Олехнович
Ещё с шоссе, за несколько километров от обсерваторни мы увидели высоко под облаками серебрившийся в лучах солнца аэростат. Сигарообразный со стабилизаторами, неподвижно висящий в воздухе, он казался необычным еще и потому, что под ним не было гондолы для воздухоплавателей. Подъехав ближе, мы разглядели трос, удерживающий аэростат, и подвешенную к нему белую коробочку.
Много позже, уже в обсерватории, когда аэростат приземлился, мы узнали, что в белом футляре находится прибор - метеорограф. Он записывает сведения о температуре, влажностии воздуха, а смонтированный этом приборе радиопередатчик величиной со спичечную коробку передает на землю данные о направленни и скорости встра.
При нас лаборант инженер P. Тыдельская расшифровала записи «наблюдений» прибора. Они оказались интересными. В момент подъема аэростата температура воздуха у поверхности земле была 8,1° мороза, на высоте двухсот метров температура повысbлась до -5°, а когда аэростат достиг высоты тысячу метров, вновь понизилась до -8°. Не менее странно «вел себя» и ветер. У земли скорость его составляла 4 метра в секунду, на высоте пятисот метров был полный штиль, а на высоте девятисот метров ветер дул со скоростью 10 метров в секунду.
Круглый год днем и ночью на рабочих площадках Центральной аэрологической обсерватории Главного управления гидрометеорологической службы ведутся различные наблюдения и исследования физических процессов, происходящих в атмосфере.
B обсерватории имеется отлично оборудованная многочисленными приборами метеоплощадка. Шестнадцать раз в сутки, через каждые полтора часа, здесь замеряют температуру, влажность и давление воздуха, определяют направление и скорость ветра, температуру почвы на поверхности земли, ведут многие другие наблюдения. На вооружении метеорологов находится и прожектор, при помощи которого ночью они наблюдают за нижней границей облаков. Днем эту «работу» выполняют шаропилоты.
Как ни странно, нижние слои атмосферы (до километра от земли) в наше время изучены меньше, чем стратосфера. Это объясняется тем, что все аппараты, запускаемые с земли в воздух для исследования атмосферы, как правило, весьма быстро преодолевают километровую высоту. Между тем изучение слоев атмосферы, находящихся ниже одного километра, имеет не только научное, но большое практичесное значение. Именно для проведения этих исследований обсерватория и обзавелась собственной базой привязных аэростатов.
Техник - метеоролог тов. M. Тихонова вынесла из лаборатории рвущийся из рук шар, наполненный водородом. К шару прикреплена картонная коробка с аппаратурой. Это - радиозонд.
Современный радиозонд отличается от первого в мире, созданного советским профессором П.А. Молчановым, лишь более совершенной конструкцией. Размером не больше футляра фотоаппарата «Турист», раднозонд весит вместе с электробатареями всего лишь 720 граммов.
При помощи радиозондов нам удается исследовать стратосферу до больших высот, - говорит директор обсерватории тов. Г. Голышев. - Как правило, они достигают высоты 25-30 километров, но бывают радиозонды-«рекордемены», забираюшнеся на 33-35 километровую высоту. Интересно заметить, что недавно один из таких радиозондов «сообщил» о сильном морозе в стратосфере - 70° ниже нуля.
Скорость и направление ветра на больших высстах мы исследуем такие при помощи радиолокационных станций. Несколько дней назад были зафинсированы скорости ветра около 150-200 километров в час, которые удерживались течение длительного времени. Неудивительно, что иной раз радиозонды залетают на весьма значительные расстояния от пункта выпуска. На территорию Советского Союза не раз попадали радиозонды из Финляндии, Германии и других стран. Совершенно безопасные для авиасообщения, для людей, эти летающие приборы, разумеется, ничего общего не имеют c пресловутыми американскими воздушными шарами, которые запускаются отнюдь не с научными целями. B последием нетрудно убедиться, осмотрев у нас в обсерватории выловленные на территории СССР эти так называемые «метеорологические» шары.
Осмотрев одии из таких шаров, мы еще раз убеждаемся, что он не имеет ни одного метеорологического прибора. Но об этом уже давно знает наш читатель.
С несравненно большим интересом мы осматриваем отличную, как здесь говорят, «материальную часть» аэростатов для свободных полетов и субстратостатов. Эти аппараты особенно ценны для изучения атмосферных течений, а также исследования физических явлений, происходящих в тропосфере, и солнечной радиации на разных высотах.
Кроме того, обсерваторию обслуживают и самолеты. Несколько раз в сутки летающие лаборатории зондируют атмосферу от земли до высоты в 6-7 километров.
В тот момент, когда мы собирались покинуть гостеприимных хозяев обсерватории, по телефону сообщили: летающая лаборатория отправилась в очередной рейс.

Т. Юдин


СССР ВР-102 в полете
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА
Вечерняя Москва 1956 № 72, 16 июня
 
НА ВЫСОТУ 8.000 МЕТРОВ Полет субстратостата СССР ВР-102
Раннее утро. Солнце еще только поднималось из-за горизонта, а на воздухоплавательной площадке Центральной аэрологической обсерватории уже в разгаре был трудовой день. Здесь шла подготовка к высотному полету на субстратостате. В его огромную оболочку накачали газ. Еще несколько минут назад она лежала на земле, а теперь походила на серебристую гору, поднимавшуюся все выше. И вот уже наполненная газом оболочка устремилась вверх. Несколько десятков человек стало удерживать ее за стропы. На оболочке была отчетливо видна надпись "СССР BP-102".
Второй пилот В. ТРОФИМОВ,
научный сотрудник П. ВОЛОСАТОВ,
командир субстратостате С. ЗИНОВЕЕВ
готовятся к полету
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА
К оболочке прикрепили на стальных стропах открытую гондолу. В ней установили баллоны с кислородом для экипажа, укрепили радиостанцию. Затем подвесили барографы для определения высоты полета, анемометры - приборы для измерения вертикального движения воздушных потоков и горизонтальных ветров, автомат, регистрирующий показания ряда приборов, и другие.
"Летающая лаборатория" готова к полету. В гондоле занимают места командир субстратостата С. Зиновеев, второй пилот В. Трофимов, научный сотрудник обсерватории П. Волосатов. Хотя было достаточно тепло воздухоплаватели надели шерстяные свитеры, меховые костюмы, кожаные на меху шлемы. На ногах у них меховые унты. Ведь им предстояло путешествие на высоту 8.000-8.500 метров. А там температура минус 40 градусов.
Раздается команда: "На гондоле дать свободу!", Медленно поднимавшийся в высоту субстратостат долго был виден в голубой утренней синеве неба. Но вот он скрылся за облаками.
Как только субстратостат зашел за облака, экипаж его установил связь с землей. В 5 часов 30 минут утра с субстратостата была получена первая радиограмма. В ней сообщалось, что за то за полчаса достигнута высота 7 тысяч метров над уровнем моря. Экипаж приступил к выполнению намеченных программой научных наблюдений. Приборы работают отлично.
В следующей радиограмме сообщалось, что в 6 часов утра был достигнут "потолок" - 8.400 метров, - наивысшая точка заданной высоты. Температура воздуха - минус 35 градусов. Под гондолой субстратостата виден Загорск. Научные наблюдения продолжаются.
В 9 часов утра командир субстратостата тов. Зиновеев передал очередную радиограмму: "Находимся на высоте 8.000 метров. Температура воздуха по прежнему 35 градусов мороза. Ветер очень слабый".
Потом было получено сообщение, что субстратостат пошел на снижение и к 10 часам утра опустился до 4.000 метров. Координаты местонахождения воздушного шара - 25-30 километров севернев Загорска. На этой высоте экипаж был около часа и и произвел различные научные наблюдения. В 11 часов 30 минут субстратостат пошел на посадку