Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     


До Великой Отечественной войны многим казалось, что применение воздухоплавательных средств в современных сражениях стало невозможным, так как господство в воздухе будет принадлежать быстрым, маневренным и отлично вооруженным самолетам. Между тем, еще первая империалистическая и гражданская войны наглядно доказали, что развитие боевой авиации отнюдь не снижает значения аэростатов. Требуется только диференциация военных задач, возлагаемых на воздухоплавателей и на летчиков.
В начале Великой Отечественной войны наши воздухоплавательные части в основном работали только на Ленинградском фронте. Они вели длительную артиллерийскую разведку, корректировали огонь наших батарей.
Удачные действия аэростатов артиллерийского наблюдения (АН) способствовали расширению их боевого применения и на других фронтах, в частности, на наиболее активном - Западном фронте.
Количество воздухоплавательных отрядов непрерывно возрастало. Вскоре они были переформированы в воздухоплавательные дивизионы. Аэростаты наблюдения широко применялись для совместной работы с артиллерией не только в условиях пересеченной, горно-лесистой или лесисто-болотистой местности, когда средства наземного наблюдения за противником мало эффективны, но и во многих других случаях.
В ходе Отечественной войны значительно поднялись уровень и качество работы наших воздухоплавателей. Они не только вели общую разведку, длительное наблюдение за противником и корректировали огонь советской артиллерии по дальним и внезапно появляющимся целям, но и находили новые пути и использования аэростатов. Советские ветские воздухоплаватели блестяще доказали, что аэростаты артиллерийского наблюдения имеют особенно большое значение в подвижных формах боя. Поднятые на тросе, они следовали непосредственно за боевыми порядками артиллерии, вели непрерывное наблюдение за всеми маневрами неприятеля, разведывали новые цели и промежуточные рубежи обороны противника.
Противник упорно стремился снять аэростаты огнем своих батарей или с помощью истребительной авиации. Но эти попытки не увенчивались успехом. Аэростаты надежно прикрывались нашей зенитной артиллерией и истребителями. Невзирая на частые артиллерийские обстрелы, ежеминутно подвергао наши героические воздухоплаватели стойко несли трудную, но почетную вахту.
Когда сталинская авиация завоевала безрадельное господство в воздухе, облегчилась и работа советских воздухоплавателей. Днем и ночью подымались привязные аэростаты с наблюдателями, которые зорко следили за противником и корректировали артиллерийский огонь. Только за 1943 год аэростаты наблюдения совершили около пяти тысяч подъемов (из них около трех тысяч ночью). В 1944 г. количество боевых подемов выросло до семи тысяч. За эти два года аэростаты провели в воздухе свыше тринадцати тысяч часов (из них свыше четырех тысяч часов днем и около девяти тысяч часов ночью). Ими было разведано около четырех тысяч вражеских артиллерийских и до тысячи минометных батарей. Около трех тысяч раз с АН были обнаружены скопления мотопехоты и танков противника, велись наблюдения за их перемещением. За эти два года около двух тысяч раз проводилось корректирование артиллерийского огня воздушными наблюдателями.
В условиях современного паступательного боя, связанного с преодолением глубокой и скрытой системы обороны, почти недоступной для наблюдения с наземных пунктов, работа АН приобрела особо важное значение, так как только они могли наиболее полно и быстро давать своей артиллерии (а зачастую и общевойсковому командованию) точные данные о расположении минометов и артиллерии противника, о сосредоточении его танков, мотопехоты, транспорта, о подходе резервов, о состоянии промежуточных рубежей обороны противника.
Вот некоторые данные о работе 3-го воздухоплавательного дивизиона аэростатов наблюдения (3 ВДАН) во время свирьской наступательной операции летом 1944 года. Дивизион был придан штабу артиллерии армии.
За период с 26 июня по 16 июля 1944 г. аэростаты 3 ВДАН совершили около сотни боевых подемов, обнаружив 28 артиллерийских и 13 минометных батарей, 19 автоколонн, 2 переправы, 9 пехотных колонн, 12 скоплений вражеских войск и 3 склада с боеприпасами. Кроме того, за это же время 3 ВДАН провел 44 корректировки, в результате которых было уничтожено 11 артиллерийских и минометных батарей, склад боеприпасов, переправа, 30 автомашин, до 2 батальонов пехоты и подавлен огонь 10 артиллерийских и 6 минометных батарей.
После прорыва советскими войсками обороны противника воздухоплаватели вели непрерывное наблюдение отступающего врага, изучали впереди лежащую местность, выявляли промежуточные рубежи вражеской обороны.
В одном бою противник сильным минометным огнем задерживал наступление нашей пехоты. Точно разведав систему обороны врага и определив местоположение его четырех минометных батарей, воздухоплаватели быстро связались с нашей пушечной бригадой и, корректируя с аэростата огонь артиллеристов, помогли сломить сопротивление противника, дали возможность пехоте овладеть важным опорным пунктом врага.
В дни Великой Отечественной войны наше советское военное воздухоплавание впервые в широких масштабах применило и новое средство противовоздушной обороны городов и стратегически важных объектов аэростаты заграждения (АЗ). Служба АЗ наряду с зенитной артиллерией и с истребительной авиацией была из основных элементов деятельности ПВО страны.
Поднятые на большие высоты одиночные аэростаты заграждения или их тандемы образуют своими тросами, соединяюшими аэростаты с землей, малозаметный с летящего самолета «воздушный частокол». Напоровшись на этот частокол, самолет неминуемо погибает.
Все это заставляло воздушного врага проводить налеты на пункты, охраняемые А3, только на очень больших высотах что, понятно, исключало возможность прицельного бомбометания с малых высот или с пикирования. В 1941 году, даже в условиях временного превосходства авиации противника, попытки немцев бомбить Кремль, охраняемый АЗ, обошлись им дорого. Врезавшийся при выходе из пикирования в тросс аэростата заграждения «Юнкерс», «распиленный» пополам, рухнул против стен Кремля в Москва-реку и затонул. Извлеченный со дна реки эпроновцами «Юнкерс» был помещен на площади Свердлова на выставке наших первых трофеев. Несколько немецких самолетов, налетев на тросы аэростатов заграждения, разбились на подступах Москве.
Портативные и мобильные аэростаты заграждения советской конструкции успешно применялись при обороне не только столицы, но и Ленинграда, Заполярья, а также западных границ.
На площадях, в парках, на бульварах, во дворах отдельных домов можно было видеть во время войны огромные серебристые аэростаты. Как только на землю спускались сумерки, АЗ бесшумно поднимались в воздух. Наши славные аэростатчицы вместе с воинами других передовых частей героической Красной Армии в суровые дни осени 1941 года свято выполняли приказ великого Сталина стоять под Москвой на-смерть Многочисленные боевые награды заслуженно украшают грудь многих работников советского военного воздухоплавания.
Особо следует сказать о работе наших дирижаблистов.
Небезынтересно отметить, что за три года эксплоатации в военное время дирижабль малого обема СССР В-12 совершил свыше 1.200 полетов, пробыв в воздухе свыше 3.000 часов. Только за один последний год он перевез для наших воздухоплавательных частей свыше 120.000 кубических метров водорода и более сотни тонн других грузов.
Незадолго долго до окончания войны группа военных воздухоплавателей - энтузиастов дирижабельного дела во главе с инженермайором В.С. Устиновичем и инженер-капитаном Б.А. Гарфом сконструировала и с помощью студентов Московского авиационного, Кораблестроительного и Металлургического институтов и Н-ской воинской части построила новый малый дирижабль об'емом около 5.000 кубических метров.
В 1945 году этот дирижабль, названный «Победа», показал отличные летные качества. Командиром корабля был назначен известный воздухоплаватель капитан А.И. Рощин, который и совершил ряд отличных испытательных полетов. Экспериментальная работа дирижабля «Победа» 1945 году по лесной таксации, по разведке хода рыбы и по разведке мин и затонувших судов на Черном море блестяще оправдала самые смелые ожидания и наглядно показала, какую огромную пользу смогут принести народному хозяйству управляемые аэростаты даже малых объемов.
Напряженная и плодотворная работа Н-ской дирижабельной части парашютно-десантной службы ВВС, которой командег подполковник А.М. Багров, свидетельствует о том, что у нас есть силы и для широкого использования дирижаблей различных объемов не только в условиях боевой военной обстановки, но и в мирное время для нужд нашего растущего народного хозяйства.
Опыт боевого применения воздухоплавиния в Великой Отечественной войне еще раз подтвердил правильность утверждение, что в рядах нашего сталинского флота должны быть не только самолеты, но и аэростаты различных типов и назначений.

Н. Анощенко


Николай Дмитриевич Анощенко (25 сентября [7 октября] 1894, Белгород — 14 декабря 1974, Москва) - авиатор, изобретатель, воздухоплаватель, кинематографист, педагог. Родился в сентябре 1894 года в Белгороде, в семье юриста. С юношеских лет Николай увлекался спортом и авиацией. В начале первой мировой войны Н.Д. Анощенко поступил вольноопределяющимся в 15 корпусный авиаотряд и прошел путь от младшего офицера до командира воздухоплавательного отряда аэростатов. 5 мая 1917 года впервые в русской армии поручик Анощенко осуществил показательно-испытательный прыжок с парашютом с привязного аэростата с высоты 720 метров. Используя боевой опыт, Н.Д. Анощенко разработал и затем усовершенствовал мягкий чехол купола парашюта, который и теперь составляет неотъемлемую часть парашютных систем. За личную храбрость и умение организовать боевую работу Николай Дмитриевич был награжден шестью боевыми наградами, среди них — офицерский орден Св.Георгия. В 20-х годах Возглавлял аэростатный отдел "Летучей лаборатории" — первого советского научно-исследовательского учреждения в области авиации. Стоял у истоков организации в РСФСР Всесоюзных воздухоплавательных состязаний (1924) и Всероссийских планерных испытаний (1923). В 1920 году красвоенвоздух, помощник начальника Воздушного Флота Республики. 27 июля 1920 года в честь проходившего в Москве 2-го конгресса III Интернационала Н.Д. Анощенко с двумя помощниками совершил первый в нашей стране свободный полет на аэростате, поднявшись с Красной площади в Москве, достигнув высоты 5000 м и приземлившись у г. Богородска. За этот полёт ему было присвоено звание "Первый красный пилот-воздухоплаватель".

  Материалы Анощенко Н.Д. на нашем сайте: