I Всесоюзные воздухоплавательные состязания, 1924 (1924 г., 12/Х. В Москве проведены первые Всесоюзные воздухоплавательные состязания. Н.Г. Стобровский "Воздухоплавание". - М., 1949)
Красный спорт 1924 № 11-12, 1 июня
Воздухоплавательные состязания
Воздухцентром ОДВФ СССР намечено 15 июня (в день розыгрыша за границей кубка Гордон-Беннета, на который не допустили красных пилотов), устройство в Москве первых Всесоюзных воздухоплавательных состязаний.
В программе - побитие прежних рекордов продолжительности полета, дальности, высоты и т.п.
Намечена также по инициативе Мосавтоклуба "погоня за аэростатом" на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, пешком и т.д.
На этом же состязании примет участие и наш первый красный дирижабль "Красный Химик Резинщик", который к этому сроку будет закончен постройкой и испытан в воздухе.
Этими состязаниями, несомненно, будет дан мощный толчок развитию у нас заглохшего было воздухоплавательного спорта.
H. А.
Красная звезда 1924 № 126, 5 июня
Всесоюзные воздухоплавательные состязания
В день авиации и ОДВФ 13-14 июля на центральном аэродроме устраиваются всесоюзные воздухоплавательные состязания воздушных шаров (сферических аэростатов) на дальность расстояния, продолжидальность полета и высоту, В состязаниях участвуют: 2 аэростата от академии воздушного флота, 3 аэростата от Ленинграда и 1 аэростат от Украины. В полетах будет участвовать также впервые 1-й красный дирижабль «Московский Химико-Резинщик», построенный союзом химиков на собранные путем добровольных пожертвований средства. Дирижабль этот построен целиком из наших материалов.
Вечерняя Москва 1924 № 128, 6 июня
Состязания воздушных шаров
13-го и 14-го июля, в день авиации ОДВФ устраивает на центральном аэродроме всесоюзные состязания воздушных шаров на дальность расстояния, продолжительность полета и высоту. В состязание примут участие 7 аэростатов, в том числе новый красный дирижабль "Московский химик-резинщик", недавно построенный союзом химиков целиком из советских материалов на добровольные пожертвования.
Красная звезда 1924 № 165, 23 июля
К Всесоюзным воздухоплавательным состязаниям
В настоящее время идут работы по сборке дирижабля «Московский Химик-Резинщик - Ильичу», построенного на средства, собранные рабочими союза химиков. Дирижабль будет выпущен к моменту воздухоплавательных состязаний, в которых он примет участие наряду с 10-ю сферическими аэростатами. Запись участников прекращается 15 августа. Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма пожертвовало 2 приза: 500 рублей и серебряный подстаканник, Одесское отделение этого общества установило приз своего имени; высшая воздуха школа пожертвовала серебряную братину.
Воздухцентром Спортсекции ОДВФ СССР отпущено обществу авиации и воздухоплавания Украины и Крыма одна оболочка аэростата и одна - Одесскому о-ву. Ведутся также переговоры об отпуске одной оболочки Иваново-Вознесенскому ОДВФ.
Свободный полет аэростата
13 июля на центральном аэродроме имени т. Троцкого, в ознаменование годовщины ОДВФ был совершен свободный полет аэростата Высшей военной воздухоплавательной школы. Шар, емкостью в 1437 куб. метров, был наполнен светильным газом, Пилоту дано было задание совершить полет на продолжительность.
13 июля, в 16 ч. 30 мин. аэростат при неблагоприятных метеорологических условиях (большая облачность), имея 10 мешков балласта, поднялся в воздух и спустя четверть часа скрылся в облаках.
Пилот должен был немедленно после спуска телеграфировать о месте и времени спуска. Два дня прошли в тревожном ожидании, и лишь 15-го июля отало известно, что аэростат благополучно спустился у хут.Полунин, Семеновской вол., Гжатского уезда, Смолонскй губ. в 12 час, 27 мин. 14-го июля.
На месте спуска пилотом т.Федосеенко были подняты на аэростате двое крестьян, которые после "полета" заявили, что будут просить, что-бы их деревню переименовать в деревную "Красного воздушного флота".
Таким образом, аэростат продержался в воздухе 19 час. 57 мин., пройдя расстояние в 360 верст.
Красная звезда 1924 № 186, 19 августа
Всесоюзные состязания аэростатов
B целях ознакомления широких масс со всеми видами воздухоплавания (со свободными полетами аэростатов, с привязными подъемами и, возможно, с полетами дирижабля) спорт-центр от ОДВФ СССР в Москве в конце августа устраивает первое всесоюзное воздухоплавательное состязание. Выяснилось участие в состязаниях аэростатов следующих организаций: воздухоцентр ОДВФ СССР, академия воздушного флота МДВФ, ОАВУК Харькова и Одессы (под одному аэростату), Иваново- Вознесенского ОДВФ, высшей воздухоплавательной школы и ОДВФ Северо-Западной области. ОАВУК предоставил приз в 1 000 руб. золотом, помимо ценных подарков, высшей воздухоплав. школе Мосавтоклуб, редакция журнала "Воздухоплаватель"
Красная звезда 1924 № 222, 30 сентября
К Всесоюзным воздухоплавательным состязаниям
Полеты на сферических (свободных) аэростатах имеют большое значение.
B научной области, начиная с 1783 г., в разрешении проблемы воздухоплавания целый ряд ценных вкладов в науку был сделан благодаря полетам Гей-Люссака, Фламмариона, Захарова, Менделеева и мн. др. Не говоря уже о самодовлеющем значение для науки этих наблюдений, они имеют большое практическое значение, как, напр., для сельского хозяйства (изучение метеорологических элементов).
Что касается значения свободного воздухоплавания для обороны страны, то, хотя свободные аэростаты во время военных действий в настоящее время и не применяются, на полеты на них являются средством подготовки кадра, из которого можно черпать материал для подготовки будущих дирижаблистов.
Успехи управляемого воздухоплавания в Америке, Италии, Англии, Франции, наличие управляемых аэростатов в Польше, Японии заставляют и нас обратить внимание на развитие упрапляемых аэростатов (дирижаблей). Пока идут опытные постройки (дирижабль "IV Октябрь"), осуществление собтвенных конструкций ("Химик-Резинщик-Ильичу"). Необходимо подготовить для наших дирижаблей личный состав.
Свободные полеты, возобновившиеся у нас с 1920 г., дали уже хорошие результаты, и мы имеем кадр молодых пилотов, которые развили в себе смелость, решительность, научились обращаться с материальной частью по обслуживанию аэростатов и, наконец, умеют управлять аэростатом по вертикали, знают воздушную среду, умеют пользоваться воздушными течениями.
После 4-х летней работы воздухоплаватели приступают к оценке своих достижений, к выявлению результатов упорной работы, так как установленные за это время рекорды (высота 5 330 метров, расстояние без спуска - 1 200 верст, продолжительность 22 ч. 10 мин.), явились лишь случайными попутчиками учебной работы.
5 октября спортивная секция ОДВФ СССР и МОДВФ организуют Всесоюзные воздухоплавательные состязания свободных аэростатов, которые явятся экзаменом для наших молодых воздухоплавателей.
В. О-Р
Красная звезда 1924 № 223, 1 октября
1-ые Всесоюзные воздухоплавательные состязания
Воздухоплавательные состязания перенесены с 5 на 12 октября.
Аэростаты разбиты на две категории, по величине объёма.
В категорию А входят аэростаты объёмом 1000 м3. К ним относятся следующие аэростаты: МОДВФ, 640 м3, пилот - т. Стобровский; Сев.-Зап. Обл. ОДВф - 640 м3 с пилотом Ольденберг: Иваново-Вознесенск. ОДВФ - 640 м3 с пилотом Ольшевским; Харьковский отдел ОАВУК 40 м3 с пилотом т. Альбертовым: Одесский губотдел ОАВУК 640 м3 с пилотом т. Федосеенко.
К категории Б относятся следующие аэростаты:
Высшей воен. воздухоплав. школы объёмомо 1437 м3, пилот - т. Тисс А. с пассажиром; воздухоцентра Спортсекции ОДВФ СССР, объёмом в 2 000 м3, с пилотами Анощенко и Кирилловым, И.К.; ВНО академии воздухофлота - объёмом 1 437 м3 с пилотами тт. Капищевым и Соколовым.
Предположено участие ещё 2-ч аэростатов по 640 м3 с пилотами т.т. Скрябиным и Степановым
В целях экономии аэростаты наполняются светильным газом, несмотря на то, что он имеет меньшую подъёмную силу, нежели водород.
Главные призы будут выданы за продолжительность, дальность и восоту полётов. Специальный приз будет выдан за поимку аэростата (воздушная игра). Каждый участник может состязаться на несколько призов одновременно.
При состязаниях предполагается привлечь широкие массы населения. Будут производиться подъёмы на воздушных шарах и на привязных аэростатах - "колбасах".
Вечерняя Москва 1924 № 228, 4 октября
Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания
12-го октября в Москве состоятся воздухоплавательные соревнования на первенство СССР.
В состязаниях примут участие свыше 10 аэростатов, Аэростаты разбиты на две категории "А" Бо, В первую категорию входлт аэростаты объемом до 1000 м3, во вторую до 2 000 м3.
Главные призы будут выданы ва продолжительность, дальность и высоту полетов, Создан также специальный приз за поимку аэростата (воздушная игра).
Каждый участник может состяваться на несколько призов одновременно, На соревнования будут привлечены широкие массы населения, Будут производиться подъемы на воздушных шарах и на привязных аэростатах-колбасах.
Издание журнала «Воздухоплавание», 1925
Н.Г. Стобровский "Альбом воздухоплавания" (145 иллюстраций и чертежей)
Вид современного сферического аэростата в 1437 м3. Диаметр 14 м., поверхность 630 м2.
Существенные части остались те же. Материя хлопчатобумажная (перкаль) прорезиненная и обработанная серой (вулканизирована), что придает ей элластичность в пределах от -30° до +180°.
Аэростат состоит из: оболочки, сетки, клапана (диаметр 55 см. для аэростатов в 640 м3 и 1 метр для 1437 м3, аппендикс, отверстие в нижней части для выхода газа при расширении, чтобы не порвалась оболочка), строп (веревок), подвесного обруча (диаметр для 640 м3 - 1 метр, для 1437 м3 - 1,5 м.), корзины, клапанной веревки, разрывного приспособления, якоря (вес 1 п. длина якорного каната 70 м.), гайдропа (длина 70—90 м., вес 30—40 кг.) и балластных мешков (в каждом песку по 16 кг.)
Кроме того, в корзине находятся необходимые инструменты и приборы (барограф, анероид, часы, термометр, компас, финский нож, запас шпагата, рупор, электрический фонарь, карты, бортовой журнал, аптека, провизия, бинокль, дымчатые очки, сигнал бедствий, спасательный пояс).
Вес всей системы без оборудования корзины 420 кгр.