Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     


Успешное применение привязных воздушных шаров в Маньчжурии во время Русско-японской войны оказало большое влияние на дальнейшую судьбу русского военного воздухоплавания. В Маньчжурии была практически доказана возможность использования воздухоплавания в условиях полевой войны, что ранее оспаривалось многими военными специалистами.
Наступил период серьезной теоретической и практической учебы. Воздухоплаватели совершали свободные полеты с учебными, научными и спортивными целями. На сферических аэростатах они летали из Петрограда в Архангельск и в Вольск (за 1.200 км. от старта), предпринимали полеты продолжительностью больше суток, ставили рекорды высоты. Весь мир стал обращать внимание на выдающиеся достижения русских военных воздухоплавателей.
В 1907 г. была создана в Учебном воздухоплавательном парке исследовательская аэродинамическая лаборатория и построена аэродинамическая труба, в которой проводились первые продувки моделей дирижаблей. Начались конструирование и постройка первых русских управляемых аэростатов.
Еще до окончания деятельности комиссии Кирпичева было приступлено к постройке мягкого дирижабля "Учебный" первого русского военного дирижабля, испытанного в воздухе.
Управляемым воздухоплаванием начало интересоваться и русское военное ведомство. В 1909 г. заграницей был приобретен дирижабль "Лебедь" системы французского инженера Лебоди, а в 1910 году еще четыре дирижабля. Накопленный практический опыт позволил русским военным воздухоплавателям в 1911 г. начать строительство на Ижорском заводе и на заводе "Дукс" трех новых дирижаблей ("Сокол", "Голубь" и "Ястреб"). Корабли эти не уступали заграничным. На них летали, учились, участвовали в маневрах. Были оборудованы "летные поля" с эллингами, газовыми заводами, мастерскими и т.п.
Русское военное воздухоплавание стало быстро развиваться, и уже в 1914 г., к началу империалистической войны, оно имело численно большой воздушный флот - 15 дирижаблей (в строю фактически находилось 13). Необходимо, однако, отметить неудовлетворительное качество большинства из них. Почти все дирижабли были учебными, т.е. малого обема (всего около 2.500 куб. метров), и только 4 корабля имели обеи около 10 тысяч куб. метров каждый.
26 июля 1914 г. генерал-лейтенант А.М. Кованько представил интересный перспективный план развития боевого русского воздухоплавания. По этому плану Россия к 1917 г. должна была иметь 3 дивизии по две бригады из 4 больших жестких дирижаблей каждая и сверх того один флагман т.е. всего 25 боевых воздушных кораблей (не считая учебных и запасных).
Хорошо был разработан план строительства наземных баз и якорных стоянок, организации "Воздухоплавательного флота" (отдельно от авиации), воздухоплавательной промышленности и т.п.
Ждать до 1917 г. уже нельзя было, и царское правительство дорого поплатилось за свою недальновидность и медлительность. Начавшаяся в 1914 г. война явилась проверкой делом: все наши маломощные управляемые аэростаты, находившиеся в крепостях, оказались в состоянии работать работать в боевых условиях только в первый год войны. И все же на громоздких, малоподвижных и тихоходных дирижаблях отважные русские воздухоплаватели совершали успешные налеты на тылы противника, летали на разведку.
Быстрое падение крепостей с их наземными базами воздушных кораблей, отсутствие второй линии обороны и изменившийся характер боевых операций в дальнейшем свели деятельность воздухоплавателей только к полетак полетам на змейковых привязных аэростатах.
Немногие крепостные воздухоплавательные части, которым вскоре пришлось действовать в полевых условиях, блестяще доказали, что армии нужны не только быстроходные самолеты, но и неподвижные привязные аэростаты - эти воздушные артиллерийские вышки для длительных наблюдений, связанные с землей обыкновенным телефоном.
Вот почему непрерывно росло количество воздухооживительных отрядов на фронте. Если в начале войны имелось всего 14 рот, то к концу 1917 г. на всех фронтах уже насчитывалось 87 отдельных армейских и корпусных отрядов, две морские крепостные роты двухстанционного состава, 14 дивизионов и четыре парка.
Об условиях боевой работы наших "привязников" во время империалистической войны можно судить хотя бы по следующим статистическим данным. В 1917 г. на всех фронтах имелось 93 русских военных привязных аэростата (почти исключительно старых "змейкачей" системы Парсиваля). Из этого количества в том же году выбыло из строя по метеорологическим причинам (загорелось от электрических разрядов, уничтожено ураганами и лопнуло в воздухе) 10 аэростатов. Кроме того, в том же 1917 г. непосредственно от боевых действий погибли еще 52 аэростата.
Эти цифры свидетельствуют, насколько напряженной была была боевая работа русских воздухоплавателей. О пользе, которую по всеобщему признанию приносили наши "колбасы", лучше всего можно судить по все возраставшему под напором непрерывных требований фронта количеству формирований воздухоплавательных, частей, которых насчитывалось к концу войны свыше ста.
Красной Армии досталось крайне незначительное наследство. Не было самого необходимого - лебедок, химикатов, достаточного количества газодобывательных аппаратов. Сильно сказывались отсутствие отечественной воздухоплавательной промышленности и нехватка надежных специалистов.
Советская власть с первых же дней своего существования стала крепить военную мощь нашей страны, в том числе и воздухоплавание. Еще в Красной Гвардии началось формирование первых "социалистических" воздухоплавательных отрядов, которые в 1918 г. влились в формирования Красной Армии.
Все самостийно возникавшие отряды петроградские, московские, саратовские, новгородские и т.п. включались в общий план формирования частей.
Советское воздухоплавание (пока только привязное) должно было служить мтрным целям. По почину Первого всероссийского воздухоплавательного съезда в начале 1918 г. была разработана обширная программа использования привязных военных аэростатов и приступлено к выполнению этой программы.
1-й Социалистический московский воздухоотряд (командир Н.Г. Стобровский) весной 1918 г. был придан для научной работы созданному тогда аэростатному отделу "Летучей лаборатории", учрежденной Б.И. Российским. Интересно отметить, что именно здесь были проведены первые испытания и научные исследования парашютов.
Вскоре воздухоплавательные части были оторваны от учебы и мирной работы и направлены на фронты гражданской войны.
Первые опыты боевой работы протекали в атмосфере неверия в возможность применения змейковых аэростатов на подвижных фронтах гражданской войны. Так думали не только многие военспецы того времени, но даже и некоторые воздухоплаватели, воспитанные на опыте в основном позиционной войны 1914 - 1918 гг.
Деятельность наших красных военных воздухоплавателей в сентябре - октябре и в начале ноября 1918 г. дала ценные результаты. Аэростат успешно корректировал стрельбу орудий Волжской флотилии и нёс почти ежедневную непрерывную воздушную разведку, зорко следя за передвижениями сухопутных и водных сил врага. Продвижение нашей флотилии вперед происходило только с поднятым на отдельном пароходе аэростатом.
Особенно проявили себя наши военные воздухоплаватели летом в 1919 г., когда при Камской, Волжской и Днепровской речных флотилиях действовали четыре отряда воздушников (они особенно отличились под Царицыном, Камышином, на Нижнем плесе и др.).
По яростным атакам вражеских летчиков можно судить о том значении, которое придавало командование противника снятию наших аэростатов. Врагу удалось сжечь три аэростата, сильно повредить одну лебедку и перебить трос, соединяющий один аэростат с землёй. Находившийся в корзине воздухоплаватель Е.Ф. Сапунов благополучно приземлился, совершив свободный полет.
Новым в области боевого использования привязных аэростатов явилась совместная работа воздухоплавателей и бронепоездов, начавшаяся успешным дебютом 22-го воздушного отряда на Дебальцевском направлении Южного фронта 16 марта 1919 г.
Аэростат передвигался отдельно от бронепоезда, на котором была установлена лебедка. Она находилась внутри специальной бронеплощадки, защищавшей от огня противника лебедку вместе с обслуживающим персоналом.
Привязной аэростат стал надежным "глазом" бронепоезда. Многочисленные советские бронепоезда ("Черноморец", "Воля", "No 9", "Смерть или победа", "Роза Люксембург", "Красный сибиряк", "Атаман Чуркин" и др.) по заслугам оценили ту огромную пользу, которую приносили им наши аэростаты.
Для примера приведу данные о работе одного из воздушных отрядов, работавшего с бронепоездом "Воля". За две с небольшим недели отряд произвел 73 боевых подъема и пробыл в воздухе свыш двухсот часов. В результате обнаружены четыре батареи, замечены передвижения перегруппировки пехотных и кавалерийских частей противника. При подъеме шего аэростата, как правило, бронепоезд и артиллерия противника сейчас же прекращали стрельбу, боясь обнаружить себя
Небывалый в истории бой привязного аэростата с пехотой и кавалерией протиника произошел 8 июня 1920 г. в районе ст. Акимовка. Прорвавшиеся вражские части пытались разобрать железнодорожный путь сзади бронепоезда. Под шрапнельным огнем воздухоплаватели обнаружили вражескую батарею и заствили ее отойти. Однако противник ввел в бой значительные силы пехоты и кавалрии, которые открыли по аэростам только не ружейный, но и артиллерийский огонь. Наш аэростат, маневрирую продолжал корректировку стрельбы, в результате которой батарея противника был сбита, а белые, покинув станцию, обратились в паническое бегство.
Воодушевленные успехом, краснофлоты отряда бросились преследовать бегущего противника, причем во время этого боя из кабины аэростата непрерывно велся пулеметный обстрел пехоты и конницы противника.
Семь тысяч боевых под подъемов за время гражданской войны совершили на все фронтах наши аэростаты. Свыше десяти тысяч часов провели в воздухе красны военные воздухоплаватели.
Невольно вспоминается работа нашего 12-го воздухоплавательного отряда зимой 1920 г. на Туркестанском фронте, когда появления одного "летающего слона", как прозвали аэростат басмачи и эмирские войска, было достаточно для того, чтобы вселить ужас и смятение в рядах противника.
Красные воздухоплавательные отряды работали всюду, куда только проникала героическая Красная Армия, и везде приносили огромную пользу.

Н. Анощенко


Николай Дмитриевич Анощенко (25 сентября [7 октября] 1894, Белгород — 14 декабря 1974, Москва) - авиатор, изобретатель, воздухоплаватель, кинематографист, педагог. Родился в сентябре 1894 года в Белгороде, в семье юриста. С юношеских лет Николай увлекался спортом и авиацией. В начале первой мировой войны Н.Д. Анощенко поступил вольноопределяющимся в 15 корпусный авиаотряд и прошел путь от младшего офицера до командира воздухоплавательного отряда аэростатов. 5 мая 1917 года впервые в русской армии поручик Анощенко осуществил показательно-испытательный прыжок с парашютом с привязного аэростата с высоты 720 метров. Используя боевой опыт, Н.Д. Анощенко разработал и затем усовершенствовал мягкий чехол купола парашюта, который и теперь составляет неотъемлемую часть парашютных систем. За личную храбрость и умение организовать боевую работу Николай Дмитриевич был награжден шестью боевыми наградами, среди них — офицерский орден Св.Георгия. В 20-х годах Возглавлял аэростатный отдел "Летучей лаборатории" — первого советского научно-исследовательского учреждения в области авиации. Стоял у истоков организации в РСФСР Всесоюзных воздухоплавательных состязаний (1924) и Всероссийских планерных испытаний (1923). В 1920 году красвоенвоздух, помощник начальника Воздушного Флота Республики. 27 июля 1920 года в честь проходившего в Москве 2-го конгресса III Интернационала Н.Д. Анощенко с двумя помощниками совершил первый в нашей стране свободный полет на аэростате, поднявшись с Красной площади в Москве, достигнув высоты 5000 м и приземлившись у г. Богородска. За этот полёт ему было присвоено звание "Первый красный пилот-воздухоплаватель".

  Материалы Анощенко Н.Д. на нашем сайте: