В 1957г. для испытаний воздухоплавательной техники при ОКБ-424 образован Воздухоплавательный испытательный центр.

15 июля 1957 г. на базе второй военной школы авиационных механиков в г. Вольске, был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС). Занимался испытанием свободных и привязных аэростатических комплексов, пневматических сооружений военного назначения. Единственное место в стране, где можно было получить военную специальность 'пилот дирижабля'.


Стратосферная астростанция Сатурн на стартовой площадке #1
[+]увеличенное изображение[+]



Стратосферная астростанция Сатурн на стартовой площадке #1

Опубликовано : 2020-03-06


В мае 1961 г. вышло постановление Совета Министров СССР о разрешении на заказы стратосферного астрономического оборудования, и было начато финансирование этой совершенно новой у нас задачи - создании и запусках стратосферной астрономической станции.

К осени 1966 г. огромная подготовительная работа для запуска автоматической станции в стратосферу подходила к концу. Летающая солнечная обсерватория была создана для решения задачи одновременного наблюдения и регистрации изображения Солнца с высоким пространственным разрешением и спектра того же участка фотосферы с высоким спектральным разрешением.

Станция состояла из телескопа, который поднимался на стратостате на высоту 20 км, и огромного количества научной аппаратуры, которая регистрировала изображение: аппаратуры для съёмки поверхности Солнца, спектрографов, средств управления и наведения телескопа.

Астрономический комплекс станции состоял из:
1. Телескоп-рефлектор с полуметровым зеркалом.
2. Увеличительная камера для фотографирования участков поверхности Солнца.
3. Дифракционный спектрограф высокой разрешающей силы.
4. Камера для фотографирования изображения Солнца на щели спектрографа.
5. Телескоп-рефрактор, фотографирующий полный диск Солнца (для привязки).
6. Передающая телевизионная камера и много различных систем теленаведения и телеуправления и программное устройство.

Телескоп был изготовлен на Казанском оптико-механическом заводе.

Астрономическая станция рассчитана на многократное использование. Поэтому ее посадочная система сконструирована так, что она обеспечивает приземление станции без каких либо повреждений. Вес станции больше 7,5 тонн. Подъем станции в стратосферу на высоту в 20 км производится на наполненном гелием аэростате из полиэтиленовой пленки объемом около 100 тыс. м3.

По достижении аэростатом нужной высоты, включалась система поиска и наведения телескопа. Производятся наблюдения. Затем по окончании наблюдений, по радиокоманде астрономическая станция отделяется от аэростата и спускается на землю на парашюте.

Было произведено четыре запуска (все полеты станции проводились в г. Вольске Саратовской обл):
1 ноября 1966 г. - запуск версии телескопа с с диаметром зеркала 0,5м. Из-за недостатков конструкции возникли искажения изображений.
22 сентября 1967 г. - запуск доработанной станции с системой охлаждения кассегреновского зеркала.
30 июля 1970 г. - успешный запуск. Было получено большое количество снимков солнечной грануляции в центре и по краю диска, солнечных пятен с предельным разрешением 0,25" и спектрограммы с разрешением 0,5"–1,0".
20 июня 1973 г. - запуск версии телескопа с зеркалом диаметром 1,0 м. Были получены снимки дифракционного качества. При приземлении станция угодила на мелководный участок разлива Волги, откуда была перенесена на сушу вертолётом. Удалось получить снимки с разрешением, близким к теоретическому (0,12").

После завершения полётов проект был законсервирован. В 1986 году телескоп передали в Лабораторию физики Солнца в Пулковской обсерватории, где после адаптации его для наземных наблюдений были неудачные попытки использования. В 2012 году телескоп был передан Лаборатории астрометрии, которая изменила конструкцию, превратив его в телескоп системы Ньютона, и приспособив для наземных наблюдений Солнечной системы.


См. www.gaoran.ru/russian/publ-s/information/stratosfera.pdf

Прокомментировать
Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA *