Як-30 — советский реактивный учебно-тренировочный самолёт, цельнометаллический низкоплан с трапециевидным крылом и однокилевым оперением со средним расположением стабилизатора. Совершил первый полёт в 1960 году. В 1961 году выиграл конкурс среди лёгких учебно-тренировочных реактивных самолётов для советских ВВС у чехословацкого Aero L-29 Delfin и польского PZL TS-11 Iskra, однако серийно не строился. Было построено всего в четыре экземпляра. В 1961 году на базе двухместного Як-30 был создан одноместный спортивно-пилотажный вариант Як-32, Новый самолёт, облегчённый за счёт снятия второй кабины, приобрёл ещё большую маневренность.
Эксплуатантом являлось ГКАТ СМ СССР (с 2 марта 1965 года МАП), авиазавод №115 (ОКБ Яковлева). Произведен в июне 1961 года. Имел бортовой номер "90 желтый". С лета 1961 года по 14 августа 1961 года проходил Государственные испытания. На самолете были успешны проверены катапультные установки, обеспечивающие безопасное покидание самолета через остекление (парашютист-испытатель В. С. Кочетков). С август по сентября 1961 года проходил сравнительные испытания с Aero L-29 "Delfin" и PZL TS-11 "Iskra" на аэродроме Монино. В 1975 году передан в музей ВВС в Монино. Установлен в экспозиции ангара №7 "Учебные и спортивные самолеты". В 1997 году был незначительно запечатлен в одной из сцен кинофильма "Страна глухих". В 2006-2008 годах отдан в Мячково для реставрации. 29 ноября 2008 года возвращен в музей после реставрации. Помещен на хранение в закрытом ангаре №7 "Учебные и спортивные самолеты". В 2012-2013 годах на летний период временно выставлялся в основной экспозиции музея.